Из Владивостока в Брест на велосипеде.
Летом 1995 года сорокасемилетний самарский велотурист Анатолий Куплайс проехал на своем велосипеде 11 километров от Владивостока до Бреста. Свой велопробег он посвятил 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Оговорюсь сразу: наш рассказ пойдет не о рекордах и спортивных достижениях. Поскольку Анатолий Николаевич к таковым никогда не стремился и стремиться не собирается. Ездит неторопливо, в интересных местах задерживается на день, на два, старается осмотреть все достопримечательности, познакомится с новыми людьми, узнать побольше о местных обычаях, об истории тех городов и областей, через которые лежит его путь. Каждая поездка Куплайса – это осуществленная мечта о тех местах, где он никогда не бывал, или тех, с которыми связаны его прежние воспоминания.
Анатолий Николаевич- отставной военный летчик, служил под Калининградом в морской авиации, имеет награды за спасение рыбаков на Балтике и другие заслуги. В первое свое велопутешествие отправился в 1985 году: захотелось навестить родственников в Прибалтике и Псковской области, откуда родом. Взял с собой только спальный мешок, немного денег и маленький рюкзачок с ремнабором и кое-какими пожитками. Потом были поездки по Центральной России, Средней Азии, Крыму, маленькие маршруты по Самарской, Саратовской и Оренбургской областям. Впрочем, гораздо интереснее расскажет об этом сам Анатолий Николаевич:
- В 1987 году я отправился из Самары в Алма-Ату: через Уральск, Кзыл-Орду, Чимкент, Ташкент, Самарканд, Ферганскую долину, через Тянь-Шань, по памирскому тракту. Одолел шесть перевалов, самый высокий 3650 метров, из Алма-Аты добрался поездом. Потом об этом путешествии написали в газетах, рассказали по телевидению. Зимой ко мне приехали еще три товарища, сказали: «Хотим путешествовать!». Всю зиму готовились, разрабатывали маршрут: вдоль побережья Балтики, затем Новгородская область, Селигер, истоки Волги, затем вдоль Волги в Самару. Они, правда, признались, что никуда на велосипедах раньше не ездили, кроме как в магазин за хлебом, но маршрут весь выдержали. Они люди военные, молодые, только одному за сорок. Вообще я считаю, что физическая подготовка в путешествии- дело наживное, главное, хороший морально-психологический настрой.
В этом году был и другой маршрут: мы с товарищем хотели проехать из Андижана через Тянь-Шань, Памир, потом через Кара-Кумы, через Каспийское море на пароме, Баку… Но закончить его не удалось, На Тянь-Шане я попал под камнепад. Велосипед вдребезги, меня большим валуном придавило. Спасло меня то, что камень в этот момент уже не падал, а катился. Мне потом киргизы сказали: «Ты родился не в рубашке, а в шубе!». Мой товарищ позвал дорожных рабочих. Они вшестером этот камень ломами сдвинули. Два дня у них в вагончике отлеживался, ноги, как колоды распухли, но кости целы остались…
Этот маршрут я потом, на следующий год, сделал. Поехал через Кара-кумы по дороге. Жара плюс пятьдесят градусов, в полдень даже машины не ездят. На обочине сидят аксакалы, под тентом, продают арбузы, дыни, так вот я все удивлялся откуда у них вода ледяная? Они меня угощали. Оказывается артезианские колодцы.
Под Красноводском меня сбила легковая машина. Велосипед в одну сторону, я в другую. Здорово ободрался, у водителя аптечка была, меня йодом намазали, перевязали. Водитель оказался руководителем кооперативной мастерской, как раз все это только начиналось. Павел, так его звали, меня к себе домой отвез, угощал, город показал, я там со всем штатом их мастерской познакомился, они мне велосипед отремонтировали. Ездили в окрестности Небит-Дага, там есть озеро соленое, там ничего живого нет, такой раствор соли… Не то что лежать на воде, стоять можно по пояс…
Переправился я на пароме, прибыл в Баку. Там как раз начинались эти погромы, армян выселяли, танки на улицах, мне посоветовали скорее уносить ноги. Но все обошлось…
В 1990 году проехал от Самары по Центральной России, по границам 16 века, по засечным полосам: Сызрань, Пенза, Тамбов, Воронеж, Липецк, Орел, Брянск, Смоленск…Познакомился с городами, архитектурой. В 1992 году весь Крым объехал, потом по Украине, Белоруссии. Довольно интересный маршрут был в 1994 году: Ярославль, Вологодская область, Лажожское озеро обогнул, был в Петербурге, Новгородской, Тверской областях и вернулся через Москву.
Ну а в 1995 году маршрут был глобальный. У меня была мечта, давно еще: искупаться в Тихом океане, посмотреть бухту Золотой Рог. Искупался, правда вода еще была холодная, в апреле. Побывал и на настоящей таежной пасеке, тоже у меня была мечта. Пасечники мне много интересного рассказали, в частности, про повадки зверей, про уссурийских тигров, медведей… Уже за Иркутском осуществил еще одну свою мечту- побывать у лесника на кордоне. Чтобы в горах, горная речка, хариусов ловить… Ну, на ловца и зверь бежит. Остановился попить у ларька, подходит человек, спрашивает : «Путешественник?». Поговорили. А это оказывается главный лесничий района. Кстати, тайга уже зазеленела, красиво…
Интересная встреча была в Дальнереченске, с женщиной-астрологом..
-А кто вы по гороскопу?
-Я Овен. И Кабан. Так вот она мне потом мой гороскоп прислала, очень многое сходится, мы сейчас переписываемся. В этом году у меня было пятьдесят новых адресов, я всем ответил, послал фотографии. Люди же интересуются, как доехал, живой, здоровый? Несмотря ни на что, люди остались гостеприимными, всегда готовы помочь, поделиться тем, что есть. Сколько раз так было: останавливают на дороге, зовут в гости, расспрашивают о путешествии. Был такой случай: обгоняет меня машина, легковушка, в ней мужчина и женщина. Потом задним ходом возвращается обратно, останавливается, выходит мужчина, сует мне в карман деньги и уезжает. Они, наверное, плакатик прочитали,который у меня сзади висит : «Велопробег Владивосток-Брест»…Я даже сказать ничего не успел…
Надежда Локтева
Прокат лодок, байдарок в Самаре от 70 рублей в сутки
Прокат велосипедов в Самаре от 50 рублей в час
Сдаю напрокат электромопед "Экобан" от 200 руб в час
Прокат проектора в Самаре
Этот кайф надо чувствовать!Отзывы и видео о байдарке "Хатанга"
|